прокуратура разъясняет

Конституционный Суд РФ (ПКС РФ от 18.01.2024 N 2-П) признал часть 1 статьи 137 УК РФ, изложенную в редакции пункта 61 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ, не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает привлечения родителя несовершеннолетнего ребенка к уголовной ответственности за использование программного средства (мобильного приложения) родительского контроля, позволяющего в течение определенных временных интервалов слышать происходящее в непосредственной близости от ребенка, получать соответствующие аудиозаписи и сохранять их на техническом устройстве данного родителя, в результате чего ему становятся доступными сведения о частной жизни других лиц, составляющие их личную или семейную тайну, если такое программное средство (мобильное приложение) и полученные с его помощью сведения используются им исключительно в целях реализации прав и обязанностей родителя по обеспечению безопасности несовершеннолетнего ребенка.
Уточнены перечень лиц, подлежащих государственной защите, категории подозреваемых и обвиняемых, подлежащих отдельному содержанию, а также особенности правового регулирования в сфере оборота оружия на территориях новых субъектов РФ
(ФЗ от 25.12.2023 N 664-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Установлено, что гос. защите подлежат в том числе должностные лица таможенных, налоговых, антимонопольных органов и федерального органа исполнительной власти, принимающего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; должностные лица федеральных органов исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора); граждане, замещающие гос. должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы в Счетной палате, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы, муниципальные должности или должности муниципальной службы.
Конкретизируются категории подозреваемых и обвиняемых, на которых распространяется требование о раздельном содержании в помещениях камерного типа учреждений уголовно-исполнительной системы.
В частности, определено, что отдельно от других подозреваемых и обвиняемых должны содержаться в числе прочих лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении террористического акта, содействии террористической деятельности, прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности, участии в незаконном вооруженном формировании, участии в преступном сообществе (преступной организации).
Установлено, что транспортирование, ношение и хранение гражданами РФ оружия за пределами территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей запрещаются. Также скорректирован порядок сдачи боевого огнестрельного оружия, находящегося на законном основании у граждан, после отмены (прекращения действия) военного положения.
За дискредитацию добровольческих формирований Росгвардии установлена уголовная ответственность
(ФЗ РФ от 25.12.2023 N 641-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации")
Соответствующие дополнения, направленные на обеспечение уголовно-правовой охраны интересов добровольческих формирований, содействующих выполнению задач войск Росгвардии, внесены в статьи 207.3, 280.3 и 284.3 Уголовного кодекса РФ.
Установлен порядок использования электронных документов в ходе досудебного производства
(ФЗ РФ от 25.12.2023 N 672-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Ходатайство, заявление, за исключением заявления о преступлении, жалоба, представление, требование, не содержащие сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающих безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, или сведений о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы личности, при наличии технической возможности могут быть поданы прокурору, следователю, руководителю следственного органа, в орган дознания, дознавателю в форме электронного документа. Прилагаемые к ним материалы также подаются в электронном виде и заверяются лицом, подавшим указанные документы, усиленной квалифицированной электронной подписью.
Ходатайства об ознакомлении с материалами уголовного дела, о получении копий процессуальных документов, об участии в следственных и иных процессуальных действиях могут быть подписаны простой электронной подписью.
Порядок подачи документов в электронном виде, требования к их форматам и используемым техническим средствам могут определяться нормативными правовыми актами Следственного комитета, федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят органы предварительного расследования, Генеральной прокуратуры.
Повестка или уведомление в форме электронного документа могут быть направлены посредством Единого портала, при наличии технической возможности и согласии уведомляемого лица, либо посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Также определено, что по ходатайству или с согласия обвиняемого, защитника или потерпевшего и при наличии технической возможности им может быть вручена копия обвинительного заключения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если обвиняемый содержится под стражей, указанные документы вручаются ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей на предоставленном органом предварительного расследования техническом устройстве для чтения электронных книг, не имеющем функций аудио- и видеозаписи, видеовоспроизведения и выхода в сеть "Интернет".
Установлена административная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, средств мобильной связи и коммуникации
(ФЗ РФ от 19.12.2023 N 596-ФЗ"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Согласно поправке передача либо попытка передачи любым способом указанных средств и (или) обеспечивающих их работу комплектующих к ним, приобретение, хранение или использование которых указанным лицом запрещено законом, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение штрафа в размере от 25 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Также уточнена и усилена ответственность за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей (статья 19.12 КоАП).
Лица, впервые получающие охотничий билет, будут проходить проверку знаний, входящих в охотминимум
(ФЗ от 19.12.2023 N 617-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации")
Также обязанность по проверке знаний охотминимума устанавливается для лиц, получающих охотничий билет повторно, если охотничий билет, полученный ранее, был аннулирован.
Охотминимум включает в себя, в частности, знание требований безопасности при осуществлении охоты, ограничений охоты и основ биологии диких животных.
Кроме этого, подписанным законом устанавливается, что с 1 января 2025 года охотничий билет будет выдаваться в форме электронного документа. В случае, если заявитель укажет на необходимость получения охотничьего билета на бумажном носителе, охотничий билет будет выдан на бумажном носителе, имеющем равную юридическую силу с охотничьим билетом, выданным в форме электронного документа.
Помимо прочего, законом закрепляются положения о саморегулируемых организациях охотпользователей и государственной информационной системе управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением его отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2025 года.
Пленумом ВС РФ даны разъяснения по вопросу применения судами законодательства об отсрочке отбывания наказания
(ПВС РФ от 19.12.2023 N 47 "О практике применения судами законодательства об отсрочке отбывания наказания"
Речь идет об отсрочке отбывания наказания беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчиной, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем (статья 82 УК РФ), и об отсрочке отбывания наказания больным наркоманией (статья 82.1 УК РФ).
В частности, внимание судов обращается на то, что отсрочка отбывания наказания возможна лишь при условии положительного поведения лица, его добросовестного отношения к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, исключающих оказание какого-либо отрицательного воздействия на ребенка. Такие обстоятельства, как наличие у лица прежней судимости, непризнание им своей вины, непринятие мер к возмещению ущерба, наличие родственников, желающих воспитывать ребенка, сами по себе не могут являться основанием для отказа в отсрочке.
Разъяснено также, что следует понимать под тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности для целей статьи 82 УК РФ и в каких случаях осужденный считается уклоняющимся от воспитания ребенка.
В рамках статьи 82.1 УК РФ отмечено, что отсрочка отбывания наказания отменяется, если осужденный, признанный больным наркоманией, до начала лечения или на любом его этапе отказался от прохождения курса лечения и медико-социальной реабилитации или уклоняется от их прохождения после предупреждения, объявленного уголовно-исполнительной инспекцией. Однако к случаям, предусмотренным частью 2 статьи 82.1 УК РФ, не относится отказ осужденного от медико-социальной реабилитации в государственной клинике и выбор им частной медицинской организации, имеющей лицензию на указанный вид деятельности, поскольку осужденный имеет право на выбор такой организации.
При определении периода отсрочки отбывания наказания судам следует указывать в приговоре на предоставление отсрочки на период прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской и социальной реабилитации и установления ремиссии, но не более чем на пять лет.
Уточнили разъяснения о порядке применения конфискации имущества в уголовном судопроизводстве
(ПВС РФ от 12.12.2023 N 45 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2018 года N 17 "О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве")
В частности, указано, что может быть признано доходами от денег, ценностей и иного имущества, предусмотренных в пунктах "а" и "б" части 1 статьи 104.1 УК РФ.
Предусмотрено, что оборудованием или иными средствами совершения преступления могут быть признаны также различные электронные устройства, в том числе мобильные телефоны, с использованием которых обвиняемый, например, подыскал соучастников преступления, вступил с ними в сговор и обсуждал детали преступления.
Отмечено, что принятые судом в иных видах судопроизводства в отношении предмета, подлежащего конфискации по уголовному делу, обеспечительные меры, как и наличие обременения, не относятся к числу причин, исключающих конфискацию данного предмета.
Пленумом Верховного Суда РФ разъяснены особенности применения судами законодательства об уголовной ответственности за длящиеся и продолжаемые преступления
(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 43
"О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о длящихся и продолжаемых преступлениях")
Точное установление признаков длящегося или продолжаемого преступления имеет важное значение в том числе для правильной квалификации содеянного, исчисления срока давности уголовного преследования и решения вопросов об освобождении от уголовной ответственности или о назначении справедливого наказания.
Разъяснено, что понимается под длящимся преступлением и какое преступление является продолжаемым, приведены особенности действия уголовного закона во времени и применения амнистии, а также обращено внимание на основания для освобождения лица от уголовной ответственности.
В частности, отмечено, что в тех случаях, когда длящееся или продолжаемое преступление было начато до вступления в силу нового уголовного закона, ухудшающего положение лица, совершившего данное преступление, но окончено после вступления этого закона в силу, в отношении такого лица подлежит применению новый уголовный закон.